
До власти хоть и с большим опозданием, но дошло, что российская экономика, чтобы продолжать считаться экономикой, должна взять курс на делиберализацию. Речь идет, разумеется, не о том либерализме, о котором писал Вольтер Екатерине Великой, а о том, который актуален теперь. О либерализме, обслуживающем интересы крупного бизнеса.
Что было сделано? Недавно правительство заморозило тарифы для естественных монополий. Так с "Российских железных дорог", "Газпрома" и "Российских сетей" немного сбили спесь. Совсем чуть-чуть, на самом деле, поскольку рост стоимости услуг этих компаний все равно произойдет, только в 2015-м. Ну и не на традиционные 15–25%, а в меру инфляции.
Хотя рядовому потребителю радоваться особо не стоит, для него тариф вырастет, исходя из формулы "инфляция, умноженная на коэффициент 0,7
РЖД это вообще контора особая, а ее Якунин просто олицетворение алчности. В словаре пословиц и поговорок статья про идеому "не видеть берегов" должна быть иллюстрирована фотопортретом этого человека.

Ему делиберализация по понятным причинам совсем не нравится: шубохранилище питается шубами и режим его питания нарушать нельзя! Способности к креативу у Якунина в ответ на решения властей обострились и он одну за другой начал генерировать потрясающие идеи.
К примеру, он было начал клянчить у правительства, у того самого правительства, которое заморозило тарифы, субсидии в размере 30 млрд рублей, чтоб, внимание, покрыть убытки от заморозки тарифов. А ещё он сообщал, что намеревается отказаться от плацкартных вагонов,

А вот из самого свежего. Тоже очень прикольно. Владимир Якунин написал письмо Медведеву, в котором выразил свою обеспокоенность тем, что на железной дороге все меньше полных вагонов и все больше пустых... Ну не хотят люди ездить за такие деньги в таких условиях, а предприниматели возить свои рулезы за такие деньги в таких условиях. А доходов-то порожняк не приносит, одни расходы. Надо с этим что-то делать!
Но это же не означает, что надо взяться за маркетинг, учиться делать свои услуги привлекательными для потребителя, повышать продажи тем или иным способом. Нет, Якунин предлагает вот что: брать дополнительную плату с перевозчиков за присутствие на путях пустых вагонов, "эвакуировать" пустые вагоны, которые никуда не едут, на платные стоянки, а еще можно создать "единого перевозчика" и передать ему 30% всего парка вагонов, а он уже разберется. Если обобщить, то комбинатор просто хочет избавиться от этой проблемы, свалив ее на кого-нибудь другого и при этом, разумеется, заработать немного денег на шубы.

Ладно, оставим в покое РЖД, пост, собственно, не об этой компании. Хотя, нет, именно о ней... Полагаю, что благодаря именно борзости Якунина правительство решило немного углубить процесс озалупливания крупного бизнеса. На днях было принято решение, обязывающее госкомпании утверждать свои инвестпрограммы в Белом доме. Инвестпланы 41 госАО будут оцениваться правительственными структурами разного уровня. Непосредственно правительство же будет особо пристально рассматривать инвестиционные планы ОАО РЖД, "Россетей", ФСК ЕЭС и "Ростелекома".
Игорь Шувалов, поддерживавший идею о заморозке тарифов и всячески способствовавший ее воплощению, рассчитывает, что схема утверждения планов заработает со следующего года. Пока что ее разрабатывают. И уже появились проблемы. Так, непонятен механизм, по которому можно было бы обязать госкомпанию руководствоваться утвержденным в правительстве инвестпланом, а не предпочесть свой, внутренний.
Шувалов, впрочем, заявил, что правительство намерено расширить работу с советами директоров. То есть, госконтроль усилится. Ну и хер с ним, лишь бы во благо.
Несмотря на вышеизложенное, особо радоваться не стоит. Некоторые административные меры в отношении госкомпаний не отменяют растущей инфляции и ускоряющейся девальвации, так что Шувалов вмешался главным образом потому, что воровали там очень уж борзо.
Journal information