(Картинки кликабельны)
Лунмэнь (буквально «Каменные пещеры у Драконовых ворот») — комплекс буддийских пещерных храмов в Китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна.Храмовый комплекс охватывает сразу две горы, разделенные узкой долиной и речкой Ишуй.
Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат около 2800 надписей и порядка 100 тыс. изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60% статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.).
Пещеры приобрели свое название Лунмэнь (Ворота дракона) из-за того, что две горы, через которые проходит река И, похожи на ворота и когда император династии Суй выстроил себе дворец в Лояне, он выходил окнами на эти «ворота». Это место интересно не только пещерами, но и роскошными горами с ущельями, родниками и водопадами. Две горы на восточном и западном берегу реки И покрыты зелеными соснами и кипарисами, на них расположено множество павильонов и башенок.
Для императора и его двора был особенно важен этот большой религиозный комплекс, тогда он нес прежде всего религиозный смысл немного – политический. Храмовый комплекс возводился по инициативе императора и при его поддержке. Считается, что лицо Будды в центральной пещере повторяет черты императора. Это, возможно, отражает общую для древних народов идею - как и везде, в Китае древние правители считали себя воплощением на земле божественной власти. Впрочем, помощь создателям храмов оказывали весь императорский двор, аристократы. Немало статуй строящемуся комплексу подарили иностранные гости – адепты буддизма.
Статуя Будды Лозаны в Храме ФэнСянь была построена императором Танской династии Гао Цзуном. Статуя более 17 м высотой с головой 4 м и ушами почти 2 м длиной. Императрица У Цзэтянь, первая и единственная императрица в Китае, выделила большую часть своего бюджета на косметику для завершении ее создания. Считается, что статуя имеет с ней портретное сходство. Эта статуя, вместе с шестью прилегающими к ней считается верхом мастерства в создании буддийских скульптурных изображений. Их оживленное выражение, гибкие тела и элегантно изображенная одежда, создают сильный контраст с тяжелыми и неподвижными статуями периода Северная Вэй.
Для буддистов этот комплекс имеет большое культовое значение – здесь собрано огромное число священных изображений Будды. Пещеры, украшенные резными лотосами, призваны приблизить человека к вечным тайнам. Считается, что некогда путь к горе указала сама Гуаньинь, и легенда даже постулирует нерукотворность первых статуй.
Journal information